Линия учебников представляет собой переработанный в соответствии с требованииями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, и новым федеральным базисным учебным планом, курс «Wir», широко известный, и успешно использующийся в школах Российской Федерации в течение ряда лет.
Переработка проведена с учетом накопленного положительного опыта работы учителей и методистов с курсом; она обеспечила полное соответствие целей и задач курса, тематики и результатов обучения требованиям федеральных документов.
Линия предназначена для изучения немецкого языка как второго иностранного в средней школе общеобразовательных учреждений (5 - 9 классы): 68 часов в 5, 6, 7, 8 и 9 классах (2 часа в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Особенности овладения вторым иностранным языком и объем часов для изучения, преду-смотренный базисным учебным планом (до 340 часов), позволяют учащимся основной школы, по мнению авторов и методистов издательства, превзойти допороговый уровень общеевропейской иноязычной коммуникативной компетенции (уровня А2 в терминах Совета Европы) и продвинуться в достижении порогового уровня. Линия изначально отвечает требованиям Европейских стандартов. Учитывая данное положение, учащиеся становятся участниками процесса, организуемого Советом Европы по повышению качества общения между европейцами — носителями разных языков и культур.
Главные цели линии соответствуют зафиксированным в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования по иностранному языку целям: формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся в совокупности её составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной.
Особый акцент делается на личностном развитии и воспитании учащихся, развитии готов-ности к самообразованию, универсальных учебных действий, владении ключевыми компетенциями, а также развитии и воспитании потребности школьников пользоваться немецким языком как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; развитии национального самосознания, стремлении к взаимопониманию между людьми разных культур и сообществ.
Особенностями линии Wir являются:
ориентация на современный немецкий литературный язык, использующийся в ФРГ - Австрии - Швейцарии, с использованием аутентичного текстового и аудиоматериала;
привлечение средств разговорного варианта современного немецкого языка при общей ориентации на немецкий языковой стандарт;
органичное включение в структуру учебников актуальной лингвострановедческой информации о немецкоязычных странах и их административно-территориальном делении;
единство аспектов (фонетического, орфографического, лексического, грамматического, аудитивного, текстового) и их включение в единую фабулу урока;
разработка максимально подробных сценариев урока в рамках Методического пособия для учителя с учетом вариативности материала и методов в зависимости от уровня обучающихся;
предоставление учителю и ученику достаточного количества дополнительных материалов в рамках рабочей тетради и книги для учителя;
подробная разработка лексического минимума с учетом сочетаемости языковых единиц, наиболее употребительных значений, фразеологических единиц и клише;
строгая системность всей линии, обязательность повторения фонетического, лексического и грамматического материала, постепенное нарастание сложности изучаемого материала.
Структура линии Wir:
Линия включает (для каждого из пяти классов): учебник, рабочую тетрадь, пособие для учителя, аудиодиск, а также один общий, интегрированный с линией видеофильм “Wir … live”.
Учебник каждого класса содержит два модуля; модули связаны общей тематической принадлежностью, они объединены героями - членами семьи Вайгель, их друзьями и соседями.
Модуль открывается вводной страницей с перечислением основных учебных и коммуникативных задач; выделены ситуации общения, даны основные речевые образцы (вопросы/ответы/клише).
Модули характеризуются:
единством тематики, преемственностью изучения грамматических явлений;
общим принципом обучения: от простого - к сложному;
включением в модуль всех видов речевой деятельности;
контролем изученного материала в виде тестов, снабженных ключами.
Модули делятся на 3 – 4 параграфа (Lektionen). Параграфы включают в себя свыше 20 заданий для обучения различным видам речевой деятельности и аспектам языка. Задания к упражнениям иллюстрированы значками: «Слушаем аудиодиск», «Пишем», «Говорим», «Работаем вместе».
Все параграфы содержат задания для повторения и систематизации пройденного лексико-грамматического материала, для отработки произношения и интонации, а также задания для рефлексии, самоанализа умений, приобретенных в ходе работы над параграфом.
Эта форма самоанализа, представленная в разделе «Du kannst», может послужить началом создания личного языкового портфеля учащегося.
В новой редакции учебника важным компонентом каждого модуля является видео-урок, в котором используется соответствующий фрагмент видеофильма «Wir… live». Дидактический материал по проведению этих уроков помещен в Методическом пособии для учителя; в учебник включены упражнения, которые учащиеся должны выполнить перед просмотром видеофрагмента, во время просмотра, и по завершении его.
Модуль заканчивается разделом «Wir trainieren», который содержит дополнительные тестовые задания по всем видам речевой деятельности и может служить в качестве тематического контроля.
В разделе "Grammatik" представлен весь грамматический материал модуля в виде схем и таблиц с комментариями на русском языке.
Завершается модуль лексико-грамматическим тестом (Teste dein Deutsch), снабженным материалом для самоконтроля (Selbstkontrolle).
Стартовый учебник (Wir-5 - для пятого класса) в новой редакции начинается с «Vorkurs», который содержит шесть содержательных уроков, после чего учащиеся выходят на конкурс "знатоков алфавита", и демонстрируют свои умения: читать интернациональные слова, писать имена, декламировать рифмовки, петь песенку про алфавит; инсценировать знакомство сказочных персонажей; приветствовать гостей из немецкоязычных стран.
Работа над чтением продолжится в следующих параграфах, а систематическое совершенствование произношения сопровождает весь курс.
Учебники богато иллюстрированы рисунками и фотографиями, несущими большую часть информационной нагрузки, служащими дополнительным средством для введения и закрепления лексики, грамматики, речевых образцов. Графическое оформление учебников выполнено в соответствии с современными требованиями: содержательная, эстетическая и психологическая значимость иллюстраций проявляется с первых страниц: различные цвета закрепляются за типами заданий (желтый цвет сопровождает работу над активным словарным запасом, розовый - фонетические упражнения, бежевый - демонстрацию пройденного материала).
В учебниках равномерно распределена нагрузка между всеми видам речевой деятельности: чтением, аудированием, говорением и письмом, а также аспектами языка.
Большое внимание уделяется различным видам аудирования: с извлечением запрашиваемой информации, с частичным и полным пониманием прослушанного материала.
Разнообразны формы работы над лексикой и грамматикой. Лексические и грамматические единицы даются не изолированно, а в контексте, в конкретной речевой ситуации.
Правила по грамматике излагаются не как констатация факта, а учащимся предлагается осмыслить и дополнить то или иное грамматическое явление.
Для создания повышенной мотивации авторы предлагают учащимся различные дидактические игры: „Memory", „Sätze bauen", „Buchstabenspiel", „Kartenspiel".
В учебниках предлагается современный немецкий язык, адаптированный к возрастному уровню учащихся, содержащий разговорные элементы (doof, blöd, den brauche ich (Radiergummi,) и т.п.).
Основы географии соответствующего региона познаются в игре: «Ländermemory» – адекватной возрасту учеников форме презентации необходимого лингвострановедческого материала. В линии широко представлен страноведческий материал - раздел «Landeskunde». Вместе с семьей Вайгель учащиеся посещают Берлин, знакомятся с историей страны изучаемого языка, читают о праздниках, находят информацию о великих людях.
Особое внимание в новой редакции посвящено России. Специальный раздел «Landeskunde» решает учебную, воспитательную и коммуникативные задачи: читая по-немецки о российских городах, памятниках культуры, великих людях, кухне, традиционных для разных народностей праздниках, обычаях, укладах жизни, учащиеся открывают новое, сравнивая похожие явления в своей стране и за рубежом.
Учебники насыщены разноплановыми упражнениями, играми, такими, как „игра с буквами и слогами", „Städte-, Familien-, Tier-, Möbel-Memory", игра с карточками, и других.
Диалоги, приведенные в учебнике, и те, которые дети должны составить сами, содержат естественные, ненадуманные вопросы. Широкое использование ролевой игры помогает преодолению трудностей, связанных с отсутствием языковой атмосферы в условиях школьного обучения. Разгадывание кроссворда, головоломки, составление генеалогического древа, диалогов по схемам, выписывание слов из цепочки, большое количество песен облегчает школьникам общение на изучаемом языке.
Как правило, тексты и упражнения интегрированы в уроки, при этом в учебнике 5 класса дополнительные тексты и упражнения выделены под рубрикой «Wir üben». На начальном этапе обучения, при минимальном количестве лексического материала и быстрой грамматической прогрессии, закреплению пройденного помогает включение упражнений из раздела «Wir üben».
Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы учащихся, ее структура аналогична структуре учебника. Работа с ней совершенствует все виды речевой деятельности:
говорению посвящены как упражнения на развитие диалогической речи (диалоги этикетного характера, расспросы, побуждения к действию, обмен мнениями - «Разыграйте диалог по схеме», «Инсценируйте интервью»), так и монологической (аргументированные сообщения).
аудирование – прослушивание фонограммы сопровождается упражнениями, контролирующими понимание содержания услышанного в виде таблиц, схем.
письменная речь подразумевает развитие таких умений, как выражение своего отношения, эмоций, пожеланий в письменной форме в рамках пройденной тематики. Серия упражнений направлена на формирование навыка по созданию текста (составление диалогов и т.п.).
Упражнения, представленные в рабочей тетради, разнообразны по форме и по содержанию, служат как для развития коммуникативных умений чтения, аудирования, говорения и письма, так и для расширения и углубления лексических, орфографических и грамматических знаний учащихся: это подстановочные упражнения, упражнения на словообразование, на заполнение пропусков в предложениях, на установление правильного порядка слов, упражнения для контроля навыков аудирования и чтения.
Рабочая тетрадь содержит много игровых упражнений: Buchstabensalat, Wortschlangen, Kreuzworträtsel, Memoryspiele, которые являются дополнительным мотивирующим фактором при изучении немецкого языка.
Необходимым разделом являются тесты для самоконтроля. Они позволяют проверить усвоение лексико-грамматического материала, и предваряют основной контроль по прохождении очередного параграфа.
В конце каждого модуля учащемуся предлагается словарь, состоящий как из отдельных лексичес-ких единиц, так и из словосочетаний и предложений. Учащийся должен заполнить правую колонку рус-скими эквивалентами.
Методическое пособие для учителя по структуре полностью соответствует учебнику. Оно разбито на модули, а каждый модуль соответственно, на отдельные параграфы. В начале каждого параграфа есть небольшое вступление, в котором описываются ситуации общения, коммуникативные цели, примерное лексико-грамматическое наполнение темы. Приведены тексты для аудирования и ключи к тестам.
В Пособии изложены принципы работы по отдельным видам речевой деятельности и намечаются временные параметры изучения учебного материала, описывается типология заданий, значение графических маркеров в тексте, виды предварительной работы над аудированием. Учителю предоставляются альтернативные методические возможности проведения работы в упражнениях, что способствует ознакомлению молодого преподавателя с разнообразием методических подходов к обучению.
Кроме того, в новой редакции в пособие включены материалы «Поурочного планирования», разработанного методистами издательства совместно с коллективом практикующих учителей, с успехом использующих линию “Wir” в школах России на протяжении ряда лет.
Аудиодиск
Работа с аудиодиском предусмотрена на каждом уроке в самых разнообразных формах. Тексты, упражнения и фонограммы закрепляют введенный материал, или содержат языковые и лингво-страноведческие элементы в дополнение к основному материалу учебника и рабочей тетради.
В качестве закрепления материала предлагаются несколько упражнений, часто в игровой форме, например, - на идентификацию количественных числительных. Объем упражнений изменяется в соответствии с трудностью прорабатываемого явления: на идентификацию двузначных чисел предлагается больше упражнений, чем на работу с однозначными числами.
Авторами разработаны фонетические упражнения на распознавание звучания отдельных звуков, дифференциацию звуков, дифтонгов. При помощи аудиодиска можно изучать особенности немецкой интонации в различных коммуникативных ситуациях.
В качестве текстов на аудирование предлагается диалогическая и монологическая речь, интервью и игры, грамматическое наполнение которых полностью соответствует уровню соответствующего этапа обучения. Для детального тренинга отдельных явлений в звучании фонограммы предусмотрены паузы для повторения.
«Wir .. live» — видеокомпонент. Включает 9 видеосюжетов, темы которых соответствуют модулям учебников; он иллюстрирует повседневную жизнь членов семьи Вайгель, являющихся героями “Wir” и предлагает дополнительную страноведческую информацию в доступной форме.